Главная » Статьи » Наука и образование » Кузовной ремонт

Основы колористики

  1. Цвет как элемент дизайна

  2. Разновидность цвета

  3. Характеристика цвета

  4. Сложение и вычитание цветов

  5. Смешивание цветов

  6. Краски с дополнительными эффектами

  7. Код автомобильного цвета

  8. Подбор цвета автомобильной краски

  9. Корректировка цвета автомобильной краски

  10.  

 

 


ЦВЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ ДИЗАЙНА


Цвет кузова — важный элемент дизайна автомобиля, который через внешний вид характеризует его владельца, в первую очередь именно окраска автомобиля привлекает к себе внимание. Поэтому имеет смысл обратиться к теории.

Для начала нужно разобрать в целом само понятие цвета. Цвет - это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения. На восприятие цвета влияют несколько факторов, один из которых является метаматерия. По сути, метаматерия - зависимость цвета предмета от источника света. Например, краски с разной формулой могут иметь неотличимые цвета при искусственном свете, однако различаться при естественном. Само определение оттенка также зависит не только от освещения, но ещё и восприятия человеческого глаза, то есть, каждый человек будет видеть тот или иной оттенок по-своему.


РАЗНОВИДНОСТЬ ЦВЕТА


В окружающем нас мире редко встречаются чистые цвета, они не исчерпывают всего существующего разнообразия цветов, чаще приходится иметь дело с их смесью. Различают ахроматические цвета (белый, серый и черный) и хроматические (краски красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, пурпурного цвета и промежуточных более или менее светлых и темных их оттенков), а также спектральные и неспектральные (пурпурные оттенки). Спектральные цвета — несмешанные, чистые цвета спектрального разложения белого светового луча с различной длиной волны, которые далее не раскладываются.

Выделяют два типа цвета:

1) цвет свечения, который исходит от солнца, лампочки или пламени свечи;

2) цвет предметов и объектов как таковых, образующийся при отражении света или просвечивании окружающих предметов. Цвет автомобиля, т. е. цвет его лакокрасочного покрытия, является предметным.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА


Международной системой измерения предложено характеризовать цвет тремя колориметрическими величинами:

■ цветовой тон;

■ насыщенность цветового тона;

■ яркость.

Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесен к какому-либо определенному спектральному цвету. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону.

Насыщенность — одна из характеристик цвета, определяющая его светлоту, — степень разбавления белым цветом. При уменьшении насыщенности каждый цвет приближается к серому.

Цветовой тон и насыщенность являются качественными характеристиками цвета. Количественную сторону цвета определяет светлота (яркость), т.е. количество света, отражаемого данной окрашенной поверхностью, поэтому кроме цветового тона и насыщенности каждая окрашенная поверхность должна характеризоваться величиной коэффициента отражения.

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости, например, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к черному.


СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЦВЕТОВ


Существует два способа смешения цветов: аддитивное (сложение цветов) и субтрактивное (вычитание цветов).

Аддитивное смешение цветов — смешение цветов, при котором образование различных цветов происходит в результате оптического смешения двух или нескольких световых потоков.

Кстати, в основе сложения цветов как раз лежит система RGB, описывающая способ кодирования цвета для цветовоспроизведения с помощью трёх цветов, которые принято называть основными. Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза.

Субтрактивное смешение цветов — смешение цветов, при котором образование цвета происходит вследствие избирательного поглощения части излучений из потока света, падающего на поверхность.

Примером цвета, образованного по субтрактивному методу, является цвет, полученный при прохождении светового потока через несколько различно окрашенных сред. Каждое красящее вещество обладает определенными светопоглощающими свойствами, при прохождении через него светового потока частично или полностью поглощается часть излучений.

Субтрактивное образование цветов имеет место при окраске поверхности. Что происходит в краске, полученной в результате смешения цветовых пигментов разных цветов? Такая краска представляет собой смесь одного или нескольких цветных пигментов со связующим, которое играет роль пленкообразователя. Предположим, что связующее бесцветно и прозрачно. Световой пучок при прохождении слоя краски будет встречать на своем пути частицы пигментов, из которых состоит краска. Проходя через частицы пигментов, световой поток будет частично поглощаться, а частично отражаться ими, но по-разному, в зависимости от физических свойств данного пигмента — спектральный состав прошедшего через краску света изменится.

Однако цвет окрашенной поверхности не является результатом субтрактивного смешения цветов в чистом виде. Часть светового потока, попадая на поверхность эмали, частично отражается от нее без изменения цвета, так как связующее не является абсолютно прозрачным. Цвет окрашенной поверхности образуется в результате оптического смешения светового потока, отраженного поверхностным слоем, и потока, вышедшего после прохождения слоя краски.


СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ


Смешивание цветов подчиняется законам, которые следует учитывать при колеровке.

При смешивании двух цветов получается цвет, расположенный между смешиваемыми на световом круге. С помощью цветового круга удобно определять результирующий цвет, который получается при субтрактивном смешении двух цветов (например, красок). Для этого необходимо мысленно провести прямую, соединяющую смешиваемые цвета. Точка, характеризующая результирующий цвет, будет лежать на этой прямой, а место ее расположения на прямой зависит от того, в какой пропорции смешиваются цвета. Чем ближе цвета расположены на цветовом круге, тем более чистый цвет будет получен при их смешивании, а при смешивании дополнительных цветов получается грязный цвет.

Способ нанесения существенно влияет не только на цвет краски с эффектами (например, металлик), но и на цвет неэффектной краски. Это связано с тем, что входящие в состав любой краски пигменты имеют разный удельный вес. При «мокром» нанесении частицы «тяжелых» пигментов будут опускаться вниз, а при «сухом» — останутся на поверхности. При этом цвет краски будет различным.

Акриловые краски при высыхании темнеют потому, что некоторые акриловые компоненты (белые, желтые и оранжевые) тяжелее других. Практически все акриловые краски содержат белый компонент, при высыхании краски «тяжелый» белый пигмент опускается вниз, и краска темнеет. Если краска содержит желтый или оранжевый компонент, то при высыхании она будет становиться «холодней». Из этого следует: необходимо следить за тем, чтобы условия тестирования краски в лаборатории были такими же, как и условия окраски автомобиля. В противном случае нет гарантии, что отколерованная и протестированная краска будет совпадать с цветом автомобиля при ее нанесении, и работа по колеровке краски потеряет всякий смысл.


КРАСКИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЭФФЕКТАМИ


Современные автомобили могут быть покрыты как традиционными, так и многослойными лакокрасочными покрытиями: это эмали типа металлик (содержат алюминиевые частицы), перламутр (кусочки слюды или кристаллы синтетического оксида алюминия, покрытые диоксидом титана, и оксида железа) и др.

Эффект хамелеон заключается в плавном изменении цвета от одного оттенка к другому в зависимости от угла зрения к поверхности и освещения объекта. Этот эффект особенно хорошо заметен на темных подложках и плавных изгибах форм современных автомобилей.

Системы красок хамелеон могут иметь более десятка различных цветов с диаметром зерна средней и крупной фракции.

Крупнозернистые краски имеют яркий блеск и необычный перелив, поверхность «искрится» разными цветами, а краски со средним зерном обладают плавным переливом. Такой эффект хорошо выглядит на любых деталях, но особенно впечатляюще — на большой изогнутой поверхности.

Пигменты металлик представляют собой очень мелкие алюминиевые пластинки, прикрывающие поверхности и в то же время создающие металлический эффект отражения, характер которого определяется размером и формой пигмента. Смесь пигмента металлик и покрывных пигментов образует краски металлик красного или синего цвета. Если имеются только пигменты металлик, такие покрытия называются «серебристое», «серебристо-серое» или «серый металлик».

Пигменты с перламутровым эффектом (перламутровые цвета) получают из пластмассы, покрытой оксидом титана или железа. Зерно и покрытие пигмента прозрачны. Хроматический эффект (нюансы цвета) обеспечивается характером отражения и преломления света при прохождении света через пигмент. Толщина оксидного покрытия определяет перламутровый эффект: красноватый, белый, фиолетовый или золотой.

Для достижения светонепроницаемости перламутровые пигменты (частицы слюды, покрытые тончайшими оксидными пленками) необходимо смешать с покрывными, только тогда может быть закрыт подложечный слой. Без покрывных пигментов цвет подложки изменяет перламутровый эффект.

Ввиду сложности выравнивания цвета и нанесения эффектные краски являются наиболее проблематичными для колориста и маляра.

Эффектная краска — краска с дополнительными цветовыми эффектами, содержащая отражающие или преломляющие свет частицы металла, природных или синтетических минералов.

В отличие от одноцветных эффектные краски состоят в основном из прозрачных компонентов. Свет, попадая на пленку такой краски, проникал бы непосредственно до подложки, если бы в ее состав не входили металлические частицы алюминия или частицы перламутра. Лучи света отражаются этими частицами, преломляются или пропускаются.

При идентичности цветового тона зрительное впечатление от краски будет зависеть от распределения металлических частиц в ней. При «правильном» нанесении краски металлические и перламутровые частицы равномерно распределяются в слое краски и располагаются параллельно окрашиваемой поверхности.

Если краска наносится толстым слоем, для ее высыхания требуется больше времени, чем при правильном нанесении, и металлические (перламутровые) частицы оседают. Такое нанесение называется «мокрым», поверхность всегда выглядит темней. Если краска наносится тонким слоем («сухое» нанесение), частицы алюминия и перламутра не успевают распределиться параллельно поверхности, равномерно в наносимом слое и будут располагаться в хаотичном порядке. Поверхность такого покрытия будет казаться более блеклой и более серой, чем при «правильном» нанесении.


КОД АВТОМОБИЛЬНОГО ЦВЕТА


При изготовлении автомобиля цвет, в который он окрашен, регистрируется производителем и присвоенный этому цвету официальный код однозначно фиксируется. Как правило, код краски указан на информационной табличке, расположенной на автомобиле. Но в связи с тем, что расположение таблички с кодом цвета не является стандартом, производители автомобилей располагают ее там, где им удобнее. Места расположения кодов краски отличаются на различных марках автомобилей, но знание кода краски очень важно при ремонтной окраске кузова.

Для начала представим порядок окраски автомобиля:

1) подготовку поверхности;

2) приготовление краски;

3) нанесение краски;

4) сушку и полировку кузова автомобиля.

А еще очень важен процесс приготовления краски, который включает в себя:

1) определение и оценку цвета;

2) процесс колеровки;

3) выполнение тест-напыления;

4) контроль подобранного цвета.

Перед нанесением лакокрасочного покрытия необходимо определить код цвета с помощью печатных или электронных источников, произвести колеровку и смешать краску, используя соответствующее оборудование для правильного определения цветового оттенка, смешивания и нанесения.

Если табличку с кодом краски на автомобиле найти не удалось, первоначальный цвет кузова можно определить по VIN-коду в специализированных каталогах-справочниках.

VIN-код — индивидуальный номер, который присваивается каждому автомобилю при изготовлении. Позволяет определить первоначальный цвет, в который автомобиль был окрашен на автозаводе.

Главной целью присвоения VIN-кода является защита от угона, поэтому в соответствии с правилами стандарта ISO 3779-1983 VIN-код, нанесенный на металлическую табличку, должен быть установлен таким образом, чтобы его было невозможно снять без нанесения транспортному средству непоправимого ущерба. Таким образом, VIN-код присутствует на всех автомобилях до момента их утилизации.


ПОДБОР ЦВЕТА АВТОМОБИЛЬНОЙ КРАСКИ


Цвет автоэмали зависит от следующих рабочих условий:

■ давление воздуха;

■ скорость распыления;

■ регулирование покрасочного пистолета;

■ вид используемого растворителя;

■ соотношение смеси с разбавителем;

■ расстояние пистолета до окрашиваемой поверхности;

■ влажность и температура воздуха при окрашивании.

Прежде чем подбирать цвет краски, следует убедиться, что образец, по которому определяется цвет (это может быть лючок топливного бака), соответствует цвету детали, которая прилегает к окрашиваемой. Стоит обратить внимание на то, что пластмассовые детали практически никогда не соответствуют по оттенку металлическим.

Автомобиль всегда находится под воздействием солнечного излучения, агрессивной внешней среды, и поэтому оттенок любого цвета автоэмали при эксплуатации со временем изменяется.

Цвет эмали различных партий и различных заводов-изготовителей может не совпадать с эталоном цвета, поэтому существуют колеровочные мастерские по подгонке необходимого оттенка для подкраски любой детали автомобиля в определенный тон.

Есть традиционные правила колеровки, которые обеспечивают стабильность цвета. Например, при колеровке краски должны использоваться компоненты, входящие в состав краски по рецепту. Использование компонентов, не входящих в состав краски по рецепту, может привести к метамерии, быть причиной «нежелательного» флоп-тона (оттенка, которого видно, если смотреть на поверхность под острым углом). Количество компонентов, добавляемых при колеровке краски, должно быть минимальным.

После колеровки необходимо проверить краску на метамерию, т. е. сравнить конвейерную и ремонтную краски при всех имеющихся в лаборатории источниках света, в идеале — с применением лампы колориста.


КОРРЕКТИРОВКА ЦВЕТА АВТОМОБИЛЬНОЙ КРАСКИ


Для идентификация цвета на модельной табличке автомобиля имеется код цвета, который сравнивают со стандартным образцом и его возможными вариантами по цвету. Варианты цвета получают в результате анализа, осуществляемого изготовителем краски, который проводится для использования в ремонтном окрашивании. При этом выявляются возможные отклонения от стандартного образца. Лакокрасочные покрытия с одинаковым кодом цвета не должны отличаться, но отклонения по цвету от стандартного образца (варианты цвета) возможны.

Корректировка цвета осуществляется подмешиванием базовой краски. Цвет полученной краски смещается в цветовом круге после подмешивания базовой краски в направлении цвета автомобиля. Для корректировки тона цвета подмешивают ту базовую краску, которая нейтрализует установленное отклонение. Например, если проба зеленого цвета имеет несколько желтоватый оттенок, подмешивают синюю или зеленовато-синюю базовую краску.

Для корректировки насыщенности применяют краску, цвет которой прямо противоположный по положению в цветовом круге. Например, если проба серого цвета имеет несколько желтоватый оттенок, подмешивают фиолетовую или синюю базовую краску.

 

 

Категория: Кузовной ремонт | Добавил: danvoloshin2016 (17.01.2021)
Просмотров: 1261 | Теги: Колористика, Краски, металлик, Подбор цветов, Перламутр, Смешивание цветов, Покраска автомобиля | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вход на сайт